10.10.2008 | Служба новостей Росфирм

Лизинговые компании и банки активно работают над привлечением новых клиентов и увеличением объемов финансирования проектов

 Развивающийся бизнес требует постоянных вливаний. Однако зачастую собственных средств бывает недостаточно, поэтому приходится прибегать к внешним источникам, например, кредитованию или лизингу. Попробуем разобраться в их специфике и выяснить, когда лучше использовать эти инструменты по отдельности, а когда в сочетании.

Лизинговые компании и банки активно работают над привлечением новых клиентов и увеличением объемов финансирования проектов. По оценкам ассоциации «Рослизинг», объем отечественного рынка лизинга в период 2000-2007 гг. рос в среднем на 81% в год и достиг в 2007 г. $35,4 млрд (с НДС). «Высокие темпы роста рынка и сравнительно низкие его доли в ВВП страны и в капитальных вложениях в экономику свидетельствуют о восходящей тенденции и большом неиспользованном потенциале», - утверждает директор филиала лизинговой компании Europlan в Нижнем Новгороде Алена Солонина.

В прошлом году, по информации рейтингового агентства «Эксперт РА», общий объем кредитов, выданных малому и среднему бизнесу, составил порядка $80 млрд, что примерно на 28% больше по сравнению с 2006 г. Темпы роста портфеля таких займов обогнали и корпоративное, и розничное кредитование. Так, если портфель корпоративных кредитов вырос за 2007 г. на 49%, а кредитов, выданных физическим лицам, - на 57%, то займы малому и среднему бизнесу в активах банков увеличились, по оценкам агентства, на 62%. При этом кредиты непосредственно малому бизнесу (к нему «Эксперт РА» относит предприятия с ежегодным объемом выручки до $5 млн) выросли почти вдвое - до $21 млрд.

Участники обоих рынков активно расширяют географию своего присутствия. «Рынок лизинга в регионах на сегодняшний день быстро развивается - растут объемы сделок, увеличивается и их количество, - рассказывает руководитель нижегородского филиала лизинговой компании «Уралсиб» Михаил Файнштейн. - При этом практически все крупные игроки либо уже вышли на региональные рынки, либо готовятся сделать это в ближайшее время. Соответственно, увеличивается и конкуренция, причем она ведется не столько в ценовом сегменте, сколько в предложении дополнительных сервисов, а также в скорости рассмотрения заявок и выстраивании долгосрочных отношений с клиентами». По оценке заместителя директора нижегородского филиала компании «НОМОС-Лизинг» Дмитрия Чараева, на нижегородском рынке лизинга сегодня работают порядка 30 компаний, из них примерно половина - крупные игроки.

Пик широкого географического распространения программ кредитования малого и среднего бизнеса среди федеральных банков пришелся на 2006 г., когда десятка лидеров увеличила количество филиалов, в которых выдаются кредиты малому бизнесу более чем на полсотни (по информации «Эксперт РА»). В 2007 г. было открыто еще 252 филиала. По информации ГУ ЦБ РФ по Нижегородской области, банковский сектор региона по состоянию на 1 января 2008 г. включал 17 самостоятельных нижегородских банков, 58 филиалов иногородних банков и 37 кредитных организаций с иностранным участием.

Как видно, предложением лизинговых и кредитных программ региональный бизнес в той или иной степени обеспечен. Почему же одни выбирают лизинг, а другие - банковский займ?

 

В поисках выгоды

Михаил Файнштейн рассказывает, что в основном к кредитованию прибегают клиенты, которые не заинтересованы в минимизации налогооблагаемой базы по налогам на прибыль и на имущество. Кроме того, они, как правило, располагают достаточным залоговым обеспечением. «При соблюдении этих условий кредит становится действительно предпочтительнее лизинга, - продолжает он. - Однако в большинстве случаев, если компания грамотно считает все расходы и доходы по лизинговой и кредитной сделке, учитывая все налоговые отчисления, приобретение основных средств при помощи лизинга оказывается выгоднее».

В свою очередь, Алена Солонина отмечает, что сегодня предприятиям довольно трудно найти долгосрочный кредит, например, на покупку транспорта или оборудования, с авансом (дисконтом при залоге) 5-25% без дополнительного обеспечения, такого как перевод оборотов по расчетным счетам в кредитующий банк, поддержание там определенного минимального оборота или остатка, дополнительный залог и безакцептное списание платежей. Так, по ее словам, прозрачный и выгодный для бизнеса механизм приобретения представительских машин, транспорта и спецтехники сделал финансовый автолизинг одним из самых популярных видов лизинга на рынке, который занимает более 20% его объема. В Europlan на долю автолизинга приходится более 80% сделок. В целом же, как рассказывает Алена Солонина со ссылкой на данные агентства «Эксперт РА», в сфере автолизинга ПФО стал одним из самых динамично развивающихся округов на территории страны, превысив по итогам 2007 г. показатели Москвы по общему объему новых сделок. По итогам 2007 г. 31 лизинговая компания заключила договоры автолизинга на общую сумму 25,49 млрд руб., из которых 3,5 млрд руб. пришлись на Нижегородскую область.

Директор нижегородского представительства компании «Волгопромлизинг» Ирина Янкович рассказывает, что фирму, имеющую положительную кредитную историю и налаженные партнерские отношения с банком, который готов кредитовать ее без особых проблем, переманить возможностью получения лизинга довольно сложно. «Есть примеры перехода компаний, у которых, например, исчерпан лимит кредитования, а другие банки слишком строго подходят к оценке незнакомого заемщика», - добавляет г-жа Янкович. Кроме того, клиент может прибегнуть к лизингу, если стоимость оборудования, которое он хотел бы получить в кредит, ниже минимального возможного размера займа в интересующем его банке. Алена Солонина добавляет, что компании берут кредиты, когда нужны именно деньги, а не основные средства, в которые они инвестируются при лизинге.

В целом же, как добавляет Михаил Файнштейн, лизинговые компании как правило не конкурируют с банками, особенно при финансировании масштабных проектов, а наоборот сотрудничают. Так, при реализации крупного и долгосрочного проекта клиенту обычно требуются оба эти инструмента: при приобретении оборудования и техники он может воспользоваться услугами лизинговых компаний, а на оборотное финансирование и проведение строительных работ взять кредитные средства.

Как бы то ни было, ввиду финансовой нестабильности в мире многие банки и лизинговые компании сегодня с осторожностью расстаются с деньгами - кредитные организации повышают процентные ставки по ссудам и сокращают доли участия в проектном финансировании компаний. «У всех лизингодателей разработаны свои схемы и предложения клиентам, - говорит Дмитрий Чараев. - Но ввиду того что финансовый сектор сегодня находится не в лучшем состоянии, многие лизинговые компании на время отказались от финансирования проектов в целом либо по отдельным направлениям - например, лизинга оборудования. К тому же во многом из-за кризиса пока не формируются и новые лизинговые предложения».

Конечно, такая ситуация определяется объемами и стоимостью финансовых ресурсов, которыми располагают лизинговые компании, поэтому в более выгодных условиях сейчас оказались компании, аффилированные с крупными банками. Последние используют «дочек» в качестве дополнительного канала размещения собственных средств и предложения клиентам новых финансовых инструментов. Возвратный лизинг позволяет пополнить оборотные средства лизингополучателя, когда, скажем, транспортная компания, располагающая собственным парком тягачей, продает лизинговой компании данное имущество, которое впоследствии получает обратно в лизинг. В данном случае основное средство просто переносится с баланса клиента на баланс лизинговой компании, в результате чего фирма получает оборотные средства на развитие, а по истечении 2-3 лет возвращает в собственность самортизированную технику. «Схема тесного взаимодействия банка и его лизинговой компании оказывается эффективной, ведь мы можем перенаправлять клиента друг другу, если знаем, что в его конкретном случае наиболее оптимальным будет взять кредит или, наоборот, заключить лизинговый договор», - продолжает г-н Чараев.

 

Из двух «зол»

Ирина Янкович признает, что лизинг дороже кредита, правда, разница в их стоимости компенсируется, так как предприятие, заключив лизинговый договор, получает возможность уменьшить налоги на прибыль, на имущество и НДС.

Цена лизинговой сделки зависит от суммы авансового платежа и от того, на чьем балансе будет числиться приобретенное в лизинг оборудование или транспорт - лизинговой компании или клиента. Так, при приемлемом состоянии бизнеса лизингополучателя, внесении им аванса в размере 20-30% от стоимости приобретаемого имущества и заключении договора сроком на 3 года удорожание сделки для клиента, по словам Дмитрия Чараева, может составлять от 5% до 15%. Как видно, процент удорожания такого рода сделок не только приближается к ставкам по банковским кредитам, но может быть и ниже.

В отличие от лизинга при кредитовании имущество автоматически поступает на баланс заемщика и амортизируется по обычному коэффициенту, что несущественно уменьшает налогооблагаемую базу, причем в течение более длительных сроков. Отнесение имущества на баланс клиента также формирует задолженность в его структуре, а это может несколько затруднить привлечение дополнительных средств. Между тем, к удорожанию лизинговой сделки могут привести обязательное требование застраховать предмет лизинга и дополнительные комиссии, взимаемые некоторыми лизингодателями. Правда комиссии вкупе со штрафами за просрочку платежей могут назначить и банки.

Немаловажным фактором при выборе между ссудой и покупкой в лизинг является срок, в течение которого фирма собирается и реально может вернуть средства. Ирина Янкович рассказывает, что минимальный срок лизинга по закону составляет 13 месяцев. При этом оптимально, по ее словам, приобретать основные средства на срок, в течение которого за счет повышенного коэффициента амортизации они самортизируются полностью.

Присмотреться и профинансировать

Несмотря на обилие предложений по экспресс-кредитованию и беззалоговым ссудам, банки все же стараются пристальнее изучить клиента. Чтобы минимизировать риск невозврата средств, они кредитуют понятных им заемщиков, способных предоставить хорошее обеспечение (что не всегда возможно со стороны предприятий малого и среднего бизнеса, залоговая база которых часто либо отсутствует в принципе, либо находится не в лучшем состоянии). Этим авторы исследования «Кредитование малого и среднего бизнеса в России», подготовленного рейтинговым агентством «Эксперт РА», объясняют то, что наибольшая часть кредитов (около 50%) направляется в сферу оптовой и розничной торговли. На обрабатывающие производства приходится около 19% выданных кредитов, на третьем месте - строительство с показателем 9,33%. Согласно этому же исследованию, одной из главных проблем банков при кредитовании предприятий остается недостаточная прозрачность их бизнес-процессов. С одной стороны, бухгалтерская и управленческая отчетности не отражают реального содержания экономической деятельности компаний, что связано с невысоким качеством ее составления и функционированием предприятий в рамках упрощенной системы налогообложения. С другой, проблема непрозрачности бизнеса связана и с высокой долей «серых» фирм, прежде всего среди малых предприятий. В итоге оба эти фактора приводят к тому, что произвести оценку рисков оказывается сложно. Такая неопределенность, в свою очередь, непременно влияет на размер процентной ставки по кредиту.

На этом фоне такой инструмент, как лизинг, выглядит подходящей альтернативой. Ввиду того что финансирование может осуществляться под залог предмета лизинга (хотя некоторые банки также предлагают подобное условие), лизингодатель получает возможность несколько обезопасить себя от риска невозврата и при этом более мягко подойти к изучению состояния бизнеса клиента. Между тем, пожелание большей ясности в оформлении и содержании балансов и отчетов, по словам Ирины Янкович, не теряет своей актуальности, особенно в условиях мировой финансовой нестабильности. «Предпочтительнее, чтобы у компании был достаточный для адекватного анализа срок реальной работы, имелись активы и минимальная задолженность, ведь объем возможного финансирования зависит от платежеспособности клиента», - заключает она.

Так что порядок оформления и условия кредитного и лизингового договоров - вещи обсуждаемые, вопрос только, в каком формате - партнерства или отношений «проситель-подающий». Тут уж как повезет, но оба инструмента и в сочетании, и по отдельности могут быть полезны для бизнеса, надо лишь все тщательно просчитать.

http://www.extra-n.ru/