09.10.2008 | Служба новостей Росфирм

Планы нижегородских управленцев и их последствия

Когда в течение трудового дня руководитель выполняет все, что запланировано в его ежедневнике, и притом не задерживается в офисе дольше положенного - это и есть свидетельство эффективной организации рабочего времени. Своими наблюдениями о том, что может вызвать отклонения от идеала, делится директор ТЦ «Аврора» Андрей Чернов.

- Андрей Авенирович, насколько остро вопрос нехватки времени стоит перед нижегородскими управленцами?

- Думаю, большинство управленцев высшего и среднего звена научились себя организовывать, и это умение распространяется на все сферы их жизни - бизнес, отдых, досуг. Конечно, хочется, чтобы времени было немного больше и чтобы оно равномерно распределялось между рабочими и личными делами. Ведь такой баланс дает возможность восстанавливать силы, получать положительные эмоции на отдыхе, что впоследствии влияет на производительность труда.

В моем случае времени чуть-чуть не хватает, нередко возникает ощущение, что еще бы лишний час - и вот тогда все можно успеть. Но я стараюсь планировать работу заранее, а первоочередные дела и встречи - как минимум на неделю вперед.

- Вы являетесь проектным менеджером. По организации времени эта работа отличается от деятельности обычного руководителя?

- Проектный менеджмент, предполагающий работу в сжатые сроки, заставляет более жестко организовывать время, ведь проект начинается с нуля, и чем быстрее он будет запущен, тем скорее появятся результат и отдача. Один из проектов ЗАО «Стенд-бай» - торговый центр «Аврора», выведенный на рынок 5 лет назад.

Проектные и строительные работы в сжатые сроки грозят цейтнотами чаще, чем управление уже созданным бизнесом. Когда мы приступали к созданию ТЦ, буквально все - я, работники и участвующие в строительстве организации - жили в авральном режиме, а потом команда менеджеров и администраторов стремилась как можно быстрее выстроить систему функционирования торгового центра. Сейчас работа идет по определенному графику, и если он выполняется, действующий механизм не дает сбоев.

- Но если бизнес заработает как часы, чем будет заниматься топ-менеджер?

- Когда работа ТЦ оказывается отлаженной, появляется возможность переключиться на новое направление, порой не связанное с предыдущим. Но все равно мы периодически собираемся, обсуждаем и принимаем определенные решения, связанные с коррекцией работы торгового центра, поскольку время течет, и рынок торговой недвижимости меняется вместе с ним. Ведь только со стороны кажется, что центр может функционировать сам по себе. На самом деле это следствие каждодневной работы всего коллектива, охватывающей взаимодействие с арендаторами, решение технических вопросов, внутреннее благоустройство центра, маркетинговую и рекламную политику. И показателем отлаженной деятельности является вовсе не стопроцентное отсутствие сбоев, а наличие механизмов их устранения, которые делают неполадки кратковременными, незаметными для посетителей и не мешающими добиваться запланированных финансовых показателей.

- Значит ли это, что в работе торговых центров авралов не бывает совсем?

- В этой сфере авралы, как правило, случаются только на стадии становления бизнеса, и они связаны со строительством и открытием объекта. Дальнейшая работа более-менее предсказуема, она выстраивается в четко прослеживаемую сезонную линию. Конечно, на организацию работы ТЦ, а значит, и на использование времени его сотрудниками, влияют сезонность, форс-мажоры технологического характера, от которых трудно уберечься, но которых можно избежать, поддерживая все инженерные сети в исправном состоянии.

- Одни бизнесмены считают, что хороший управленец должен передавать как можно больше функций подчиненным, и оставляют за собой только стратегическое планирование, другие, наоборот, лично контролируют все бизнес-процессы. Какой сценарий подходит для вашей ситуации?

- Я как наемный топ-менеджер несу ответственность за то, что происходит в торговом центре, и моя первая задача - контролировать рабочий процесс и досконально знать обстановку по всем направлениям. Так что эта деятельность больше касается тактической стороны бизнеса (организации и совершенствования бизнес-процессов и принятия решений) и непосредственной реализации стратегии, направленной на выполнение финансовых показателей.

Но это не значит, что все функции и полномочия замыкаются на директоре. Моя задача - организовать работу, дать определенные установки, расставить приоритеты, обеспечить финансирование, а реализация конкретных и узких задач лежит на специалистах, отвечающих за то или иное направление. И они должны чувствовать свою ответственность и осознавать, что они часть команды, делающей общее дело.

- А как вы относитесь к совещаниям?

- Как к одной из составляющих рабочего процесса. Совещания бывают плановыми, проходящими один раз в неделю, - на них мы подводим итоги и оцениваем эффективность работы за предыдущий период, обсуждаем текущие дела и ставим задачи, которые должны быть выполнены на протяжении следующей недели, а бывают экстренными, собираемыми по поводу неотложных вопросов. И те, и другие, на мой взгляд, должны быть конструктивными и недолгими. Ведь специалисты на местах в основном уже сами знают решения обсуждаемых задач (что, кстати, дает им возможность почувствоваться свою ценность в коллективе, а заодно и меру ответственности), поэтому наши совещания преследуют одну цель - выработать единую позицию по данному вопросу, проконсультироваться и проинформировать друг друга.

- Ваша работа не отнимает времени от отдыха?

- Я стараюсь поддерживать между ними равновесие. Нагрузки, конечно, большие, но мне кажется, чем они значительнее, тем лучше человек может мобилизоваться, организовать себя и более четко выполнить задачи, поставленные на день, неделю, месяц и на перспективу. Хотя в последнее время баланс все-таки нарушается: раньше я успевал после работы или спортзал посещать, или с детьми заниматься, или в кино ходить, а сейчас бывают ситуации, когда рабочий день растягивается и забирает часы, которые предназначены для отдыха. Но, думаю, это поправимо.

- Тогда что в вашем понимании является эффективно организованным рабочим временем?

- Когда человек в течение трудового дня выполняет то, что запланировано в его ежедневнике, и при этом не задерживается на работе дольше положенного. Но это идеальный вариант, к нему нужно стремиться. Иногда какие-то пункты из списка при внутренних сбоях в работе торгового центра могут перенестись на следующий день, а иногда то, что запланировано, завершается быстрее, благодаря чему появляется возможность уделить время дополнительным делам.

Например, когда у меня появляется свободная минута, я люблю изучать периодические издания, из которых можно почерпнуть что-то новое, а потом использовать это в своей работе. Существует мнение, что пресса отвлекает, но, на мой взгляд, это и неплохо: переключиться на несколько минут бывает даже полезно для работы.

- С чего вы начинаете свой день - со срочных дел или с важных?

- Наверное, все-таки со срочных. В начале дня мне нередко приходится уделять некоторое время на них для того, чтобы сотрудники четко знали сегодняшний фронт работ, а дальше начинаются текущие важные дела, на изучение и принятие решений по которым требуется более длительное время.

- А личными вопросами получается заниматься в течение трудового дня, или они откладываются исключительно на вечер?

- Иногда бывает, что ребенок позвонит и задаст какой-нибудь вопрос, спросит как дела, или раздается звонок от родителей. Но такие ситуации, думаю, случаются у всех, и они практически не влияют на рабочий график.

- Что же может не позволить выполнить запланированное на день?

- В основном, наверное, болезнь или плохое самочувствие, а также внешние факторы: незапланированные встречи и переговоры с партнерами, потенциальными арендаторами, обслуживающими организациями - подобные события периодически появляются в графике рабочего дня и порой забирают часть времени. Кроме того, влияет проблема обстановки на дорогах - на преодоление пробок уходят часы. Разумеется, стараешься выезжать заранее и рассчитывать время на дорогу с запасом, но иногда опозданий избежать не удается. В этих ситуациях главное - соблюсти деловой этикет, позвонить и предупредить партнера об опоздании, чтобы тот мог перепланировать свое время.

- Если бы в сутках было на 2 часа больше, на что бы вы их потратили?

- Желание типично для большинства менеджеров: хочется больше времени уделять детям, отдыху и спортивным занятиям.

http://www.extra-n.ru/