23.09.2008 | Служба новостей Росфирм
Обзор: Дилеры грузовых автомобилей и спецтехники
Дилеры европейских производителей не успевают за ростом спроса на коммерческие автомобили и спецтехнику. Квоты, получаемые от производителей, явно недостаточны. На этом фоне устойчивым спросом пользуются отечественные и азиатские автомобили. За счет больших объемов производства и постоянного наличия автомобилей у продавцов, китайские автомобили прочно закрепились в нише дешевых грузовиков и шасси для спецтехники.эксперты
Анатолий Баранников
директор автосалона «Автомобили Китая»
Валерий Волков
генеральный директор ЗАО «Трансинвест-М»
Денис Егоров
исполнительный директор «ЕвроТракСервис»
Алексей Куприянов
директор «ЖелДорЭкспедиция-НН»
Денис Селезнев
начальник отдела реализации спецтехники ООО «Луидор-Авто»
Почему на рынке крупнотоннажной техники образовался дефицит?
Как китайские производители застолбили место на нижегородском рынке?
Чем интересен дилерам сегмент легких коммерческих грузовиков?
Дилеры грузовых автомобилей и спецтехники утверждают, что продают не просто машины, а, скорее, оборудование, которое должно, в первую очередь, окупить себя и приносить прибыль. В Нижнем Новгороде насчитывается более 60 компаний, которые предлагают грузовые автомобили разной тоннажности и спецтехнику.
По словам экспертов, ситуация по объему продаж различных марок в отдельно взятом регионе почти всегда сопоставима с объемами по стране в целом. К нашему городу это правило применимо с одной оговоркой: семь нижегородских официальных дилеров ГАЗа, столкнувшись с падением спроса на легковые автомобили, сконцентрировались на продажах средне- и малотоннажных грузовиков. Ни в одном другом регионе нет такого количества дилеров, продающих одинаковую технику по практически идентичным ценам, которые регулирует завод-производитель. В то же время, в сегменте крупнотоннажных автомобилей игроки рынка отмечают продолжение роста спроса на автомобили иностранного производства.
Европейских грузовиков на всех не хватает
Если в 2006 г. рост рынка грузовых автомобилей в России, по данным аналитического агентства «Автостат», составил 38,3%, то в 2007 г. он увеличился, по оценкам игроков, на 50%. Еще два года назад российские производители занимали 75% рынка. По оценкам экспертов, к концу 2008 г. совокупная доля новых и подержанных иностранных тяжелых грузовиков приблизится к 40%. Генеральный директор ЗАО «Трансинвест-М» ВАЛЕРИЙ ВОЛКОВ: «Точную цифру назвать довольно сложно, но, чтобы оценить масштаб проникновения иностранных автомобилей на нижегородский рынок, достаточно проехаться по федеральной трассе М7 (Нижний Новгород - Москва), и все станет понятно». По данным ДК, из 50 проехавших навстречу тягачей с регионом 52 на номере только 12 - это «КАМАЗы» и «МАЗы», остальные - автомобили иностранного производства. Это говорит о том, что крупнотоннажные автомобили зарубежного производства преобладают в сегменте седельных магистральных тягачей, в то время как отечественные автомобили чаще используются в перевозках по области и на строительных площадках города.
По словам исполнительного директора компании «ЕвроТракСервис» ДЕНИСА ЕГОРОВА, спрос на иностранные крупнотоннажные автомобили в 2007 г. вырос в пять раз, но продавцы смогли удовлетворить его лишь наполовину. По словам экспертов, то, что сейчас происходит на рынке грузовых автомобилей, в точности повторяет ситуацию в сегменте легковых. Приоритетным рынком для иностранных производителей остается Европа, а квоты для российского рынка явно недостаточны. В Европе парк автомобилей компании обновляют каждые три-четыре года, также покупают новые автомобили в связи с введением новых экологических норм Евро-4,5. При этом DAF, например, не увеличивает производственные мощности, а просто поднимает цену на авто. Денис Егоров: «В прошлом году мы продали все автомобили, которые смогли получить от производителя: 79 седельных тягачей, 20 самосвалов Renault и около 10 тягачей DAF». В прошлом году для дилеров по всему миру производитель устроил настоящий аукцион. Как отмечает г-н Егоров, большую квоту получал дилер, готовый предложить лучшую цену. По словам Валерия Волкова, жесткой конкуренции на рынке он пока не ощущает: «Спрос на европейскую коммерческую технику по-прежнему существенно превышает предложение. На данный момент выигрывает тот дилер, у которого есть автомобили в наличии. А если клиенту необходима другая модель, зачастую дилер может предоставить ее только через год».
Лидеры продаж в сегменте крупнотоннажных автомобилей - нижегородское представительство Volvo и компания «Агат», которая продает Scania. Основные покупатели иностранных грузовиков - транспортные, строительные и торговые организации. В клиентских базах дилеров они занимают около 80% объема. Г-н Волков утверждает, что средние и крупные компании выбирают более надежные новые иностранные автомобили, поскольку главное требование этих клиентов - коэффициент готовности автопарка. При этом кредитные и лизинговые схемы при покупке грузовиков составляют порядка 70%. Однако г-н Волков уточняет, что довольно существенное количество грузовых автомобилей компании приобретают и без привлечения заемных средств.
Всего около 20% покупателей - это индивидуальные предприниматели и частные лица. В этом сегменте дилеры конкурируют с продавцами подержанных грузовиков. По словам Дениса Егорова, подержанные автомобили приносят прибыль, когда их мало: «Когда у ИП один грузовик, при поломке он не терпит больших убытков. Парк до 10 автомобилей должен обслуживать механик, а более 10 - автомобили должны быть новыми, а значит гарантийными».
Валерий Волков отмечает, что при дефиците новых тягачей стоимость подержанных завышается. К примеру, стоимость импортного грузовика 2004 г. выпуска с приличным пробегом колеблется в районе 65 тыс. евро, новый стоит 79 тыс. Эксперты добавляют, что в последнее время частные лица покупают все больше новых авто, желая минимизировать риски, получив гарантийное сервисное обслуживание.
Транспортники покупают грузовики под конкретные задачи
Крупные транспортные компании начали обновлять парк иностранных автомобилей. Как рассказал директор транспортной компании «ЖелДорЭкспедиция-НН» АЛЕКСЕЙ КУПРИЯНОВ, в период с 2008 по 2009 г. компания закупает 50 новых грузовиков MAN: «Мы хотим создать парк автомобилей, предназначенных для конкретных задач». По словам экспертов, опыт «ЖелДорЭкспедиции-НН» демонстрирует пример европейской тенденции, когда транспортная компания формирует парк автомобилей «под контракт». Денис Егоров: «В России привыкли покупать универсальные автомобили: топливный бак побольше, мотор помощнее и кабина попросторнее - и неважно, что машина ежедневно используется для поездок на сравнительно короткие расстояния». Европейские и наиболее продвинутые российские компании предпочитают собирать авто под конкретное «транспортное плечо», то есть под регулярные маршруты. «В таком случае на грузовик устанавливается максимально эффективный для этого расстояния двигатель, подбираются передаточные числа коробки и редуктора, кабина, количество мостов, резина и объем топливного бака», - поясняет г-н Егоров. Основной критерий при выборе грузовиков - соотношение цены и качества. Разница в исчислении транспортного налога, привязанного к объему двигателей, для нижегородских компаний пока не принципиальна. Налог на грузовые автомобили мощностью от 200 до 250 л.с. составляет 35 руб. с лошадиной силы, свыше 250 л.с. - 40 руб. Иностранные тягачи в подавляющем большинстве имеют объем двигателя от 9 до 11 литров и мощность от 300 л.с.
Дилеры иностранных автомобилей утверждают, что отечественные производители будут в ближайшие годы стремительно терять долю рынка. Денис Егоров: «Два самосвала европейского производства экономически выгоднее, чем пять КАМАЗов».
Тем не менее, эксперты приводят и другие данные. Отечественные производители также наращивают мощности. К примеру, КАМАЗ ежегодно увеличивает объем продаж на 20-30%. В начале 2008 г. компания занимала 29% российского рынка грузовых автомобилей полной массой свыше 14 тонн. Постоянные клиенты КАМАЗа - Министерство обороны России, «ГАЗПРОМ», «ЛУКОЙЛ», «СУЭК» и ТНК - а также экспорт на Ближний и Дальний Восток позволили увеличить чистую прибыль предприятия с 1,4 млрд руб. в 2006 г. до 3,4 млрд руб. в 2007 г. По данным правительства Челябинской области, рост производства грузовых автомобилей на АЗ «Урал» за последний год составил более 60%. Также КАМАЗ и АЗ «Урал» лидируют по производству крупнотоннажных полноприводных вездеходов. Большое преимущество российских грузовиков - развитая сервисная сеть. Среди европейских дилеров наибольшая сеть - у Volvo (30 станций), в то время как у КАМАЗа - 130. Эксперты «ДК» отмечают, что российские производители постепенно улучшают качество выпускаемой продукции, используя автокомпоненты иностранного производства, но это ведет и к увеличению конечной стоимости автомобиля. На вопрос о том, будут ли отечественные производители конкурировать с европейскими, эксперты отвечают отрицательно, ссылаясь на то, что наиболее вероятным сценарием развития рынка крупнотоннажных автомобилей в ближайшие годы будет появление нескольких СП на базе отечественных производителей.
«Китайцы» и «корейцы» теснят ГАЗ
В 2007 г. в России было продано 174 тыс. легких коммерческих автомобилей отечественного производства, 29 тыс. новых импортных, 56 тыс. подержанных импортных и 15,2 тыс. собранных в России иномарок. Рост в сегменте средне- и малотоннажных грузовиков и спецтехники в 2007 г., по оценкам экспертов, составляет порядка 30-35%.
Несколько лет назад средние и малотоннажные автомобили были представлены только грузовиками российского производства, преимущественно Горьковского автозавода.
В 2007 г., по данным пресс-службы ГАЗа, в сегменте LCV (малотоннажные грузовики) было продано 25,5 тыс. автомобилей, прирост по сравнению с прошлым годом составил 10%. В сегменте MCV (среднетоннажные грузовики) количество проданных автомобилей по итогам 2007 г. составило 5,8 тыс., а прирост - нулевой.
По словам начальника отдела реализации спецтехники ООО «Луидор-Авто» ДЕНИСА СЕЛЕЗНЕВА, спрос на грузовые автомобили марки «ГАЗ» растет. «В пик сезона мы реализуем до 40 автомобилей в день, к тому же регулируемая заводом-производителем наценка на спецтехнику более выгодна, чем на легковые авто», - отмечает он. Наиболее популярные модели среднетоннажных грузовиков - «ГАЗ» 3308-081, 3307, 3309: полноприводные бензиновые и дизельные комплектации и надстройки на их шасси (самосвалы, фургоны), а также спецтехника (бензовозы, молоковозы). По словам экспертов, срок поставки автомобиля составляет одну-две недели, в случае со спецзаказами - месяц. Стоимость среднетоннажного грузовика «ГАЗ» начинается от 500 тыс. руб. Конкуренцию среднетоннажным грузовикам и «ГАЗелям» составляют корейские и китайские производители. За последние два года в этом сегменте появились корейские автомобили Kia и Hyundai, а также стремительно ворвались и укрепились на рынке китайские производители FAW и DongFeng. По словам Дениса Егорова, конкурировать с «китайцами» практически невозможно: «Мощность европейских заводов по производству грузовых автомобилей составляет 55-90 тыс. авто в год, а китайский завод DongFeng выпускает 420 тыс. авто ежегодно». Таким образом, цена и постоянное наличие автомобилей стали главными конкурентными преимуществами китайцев. Эксперты утверждают, что качество китайских автомобилей вызывает сомнение. Денис Егоров лично встречался с представителями завода DongFeng и заявляет: «Продавать китайцев - счастье. Маржа - 25%, но условия по поставке запасных частей для гарантийного обслуживания дословно прозвучали так: «Покупаете 10 автомобилей, на 11-й - гарантия». Как отмечает директор автосалона «Автомобили Китая» АНАТОЛИЙ БАРАННИКОВ, предвзятое отношение к китайской технике постепенно уходит. «Этому способствует увеличение количества информации о китайских производителях. Завод FAW, например, имеет уже более чем 50-летнюю историю, а Dong Feng Motors Co - главное стратегическое предприятие военно-промышленного комплекса КНР», - добавляет г-н Баранников. Гарантийное обслуживание и ремонт можно проводить как в специализированных сервисах для китайских автомобилей, так и у европейских дилеров.
Дилеры европейских производителей развивают сегмент среднетоннажных автомобилей
Дилеры иностранных производителей заявляют, что в ближайшем будущем собираются развивать сегмент среднетоннажных автомобилей. По словам Михаила Ширдина, вскоре начнутся поставки на нижегородский рынок автомобилей Mercedes Sprinter. Японский автопроизводитель Nissan также объявил о намерении начать продажи в России своих легких коммерческих автомобилей. В сентябре девять российских дилеров Nissan начнут продажи пикапов и малотоннажных грузовиков. Представители японского завода подсчитали, что продажи в некоторых сегментах грузовых автомобилей растут на 50% в год.
В текущем году «Северсталь-авто» начинает сборку автомобиля Fiat Ducato. К 2011 г. предприятие готово увеличить объем производства до 67 тыс. В 2008 г. на 25 тыс. автомобилей в год планирует выйти производство Isuzu. Столько же автомобилей собирается выпустить Iveco Daily в 2009 г. ГАЗ также выпустил новый легкий коммерческий грузовик Maxus. Права на его выпуск Группа ГАЗ приобрела у американского фонда Sun Capital (ему принадлежит 100% акций компании LDV Holdings - независимого производителя легких коммерческих грузовых автомобилей). По мнению экспертов, в 2008 г. все дилеры крупнотоннажных автомобилей увеличат продажи как минимум на четверть, а при условии, что автомобили будут в наличии - намного больше. В сегменте LCV ожидается жесткая конкуренция между продукцией ГАЗа, ТАГАЗа (сборочное производство Hyundai), китайскими и европейскими производителями.
Таким образом, по прогнозам экспертов «ДК», дефицит качественных грузовиков в сегменте LCV на ближайшие два-три года будет ликвидирован, а продажи крупнотоннажных грузовиков по-прежнему останутся в зависимости от квот, выделяемых местным дилерам западными производителями. По словам игроков рынка, пока повлиять на увеличение этих квот они не могут.
Ранжирование по количеству проданных единиц
Методика
ТОП-лист подготовлен на основании данных, предоставленных...
№ | Название, адрес, телефон, факс, e-mail, сайт | Количество проданных единиц | Грузовые автомобили | Спецтехника | Совокупная площадь сервисных центров, кв.м | Количество сервисных центров | Совокупная площадь торговых площадок, кв.м | Количество торговых точек | Количество сервисных бригад на 01.04.2008 г. | Количество штатных механиков на 01.04.2008 г. | Общее количество менеджеров на 01.04.2008 г. | Общее количество сотрудников на 01.04.2008 г. | Год основания компании | Ф.И.О. руководителя | ||
страна-производитель | марка | страна-производитель | марка | |||||||||||||
1 | «Агат», ООО Московское шоссе, 294 б, тел. 413-72-42, http://www.agat-hyundai.ru/ | 3800 | Корея, Россия | Hyundai ГАЗ | Корея, Россия | Hyundai, ГАЗ | 1000 | 1 | 200 | 3 | н/д | н/д | 6 | > 1000 | 1991 | Ефремов Владимир Алексеевич |
2 | «БЦР-Автоком», ООО Ул. Новикова Прибоя, 4, тел./факс 258-29-99, http://www.hyundainn.ru/ | 500 | Корея | Hyundai | Корея | Hyundai | 550 | 3 | 500 | 2 | н/д | н/д | 3 | 56 | 2005 | Клюкин Роман Николаевич |
3 | «Русмазавто приволжье», ООО Ул. Л. Толстого, 14, тел./факс 463-51-23, http://www.rusmazauto.ru/ | 220 | Россия | МАЗ | Россия | Каммаш | 1500 | 1 | 400 | 1 | 1 | 1 | 8 | 50 | 2005 | Кошмин Сергей Юрьевич |
4 | «Евротраксервис», ООО Ул. Ларина, 30, тел. 212-97-71, факс 212-97-95, http://www.renault-trucks.ru/ | 109 | Нидерланды, Франция | DAF, Renault Trucks | Нидерланды, Франция | DAF, Renault Trucks | н/д | 1 | н/д | 1 | н/д | 18 | н/д | 37 | 2004 | Егоров Вячеслав Михайлович |
_А | «Автоспецсбыт», ЗАО Ул. Совхозная, 95, тел. 275-49-49, факс 275-39-05, http://www.autogaz.ru/ | н/д | Китай | FAW | Россия | ГАЗ | н/д | 1 | н/д | 2 | н/д | н/д | н/д | 15 | 1999 | Бармашова Елена Константиновна |
«Киткар», ООО Ул. Ларина, 28а, тел./факс 290-07-00, http://www.kitkar.ru/ | н/д | Россия | ГАЗ | Россия | ГАЗ | н/д | 1 | н/д | 2 | н/д | н/д | н/д | 100 | 1997 | Попонин Владимир Иванович | |
«Луидор», ООО Ул. Ларина, 18, тел./факс 275-96-00, http://www.luidorauto.ru/ | н/д | Россия | ГАЗ | Россия | ГАЗ | н/д | 2 | н/д | 4 | н/д | н/д | н/д | >100 | 1994 | Серпухов Денис Станиславович | |
«Трансинвест-м», ЗАО Ул. Шапошникова, 15, тел. 466-93-32, факс 463-37-41, info@transinvest.nnov.ru, www. transinvest.nnov.ru | н/д | Европа | «Мерседес-Бенц» | Европа | MAN | н/д | 1 | н/д | 1 | 3 | 22 | 2 | 70 | 1998 | Волков Валерий Павлович | |
«Центр грузовых автомобилей», ооо Ул. Шапошникова, 17, тел. 461-86-44, факс 463-37-41, info@man.nn.ru | н/д | Европа | MAN | Европа | MAN | 2200 | 1 | н/д | 1 | н/д | н/д | н/д | н/д | 2006 | Колосов Сергей Николаевич |
Компания ТСС, по мнению экспертов, входит в число лидеров рынка. Компания не предоставила данные для участия в ТОП-листе.
Информация в ТОП-листе предоставлена самими компаниями и организациями. Если компания отказывается предоставлять данные, то «ДК» оставляет за собой право использовать информацию из сторонних источников.
_А - компании расположены в алфавитном порядке.
Н/д - компания не предоставила данные.
Другие статьи по теме
25.05.09 Средняя загрузка нижегородских гостиниц составляет 50-60%
05.05.09 Недвижимость обложат новым налогом
28.04.09 Стоимость жилья в Нижнем Новгороде с начала 2009 года снизилась в среднем на 10,2%
►Все статьи по теме