22.08.2008 | Служба новостей Росфирм
Транспорт в лизинг
Некоторые поволжские лизинговые компании, ориентируясь на растущее производство легковых автомобилей, стали разрабатывать схемы их продажи частным лицам. Но на поверку оказывается, что это более затратно для потребителя и, кроме того, такие схемы балансируют на грани нарушения закона
По данным Федеральной службы государственной статистики, в Приволжском федеральном округе за шесть месяцев 2008 года выпущено почти полмиллиона легковых автомобилей - на 11,9% больше, чем за аналогичный период прошлого года. Озаботившись превышением предложения над спросом, производители и дилеры обратили свои взоры на лизинговые компании (ЛК), тем более что лизинг (финансовая аренда) легковых авто значительно отстает от лизинга других видов транспорта (см. график). В ответ ЛК стали разрабатывать схемы для физических лиц. Как рассказали журналу «Эксперт Волга» в московской компании «Главлизинг», эта тенденция обозначилась еще в 2007 году, а с нынешней весны стала четко прослеживаться.
Приобретение автотранспорта по лизинговой схеме менее затратно, чем кредитование и, тем более, покупка на собственные средства. Но все это касается только юридических лиц.
И хотя автодилеры покупку автомобиля в лизинг любому гражданину считают перспективным направлением (так показывает западный опыт), многие лизингодатели настроены скептически. Такая схема более затратна, чем автокредитование, поскольку преимущество лизинговых схем во многом основывается на экономии налога на прибыль, а физическое лицо этой прибыли все равно не имеет.
Помимо этого, участникам рынка приходится преодолевать законодательные проблемы. Так, федеральный закон «О лизинге» определяет, что предмет лизинговой сделки должен использоваться исключительно для предпринимательской деятельности. То есть сдавать автомобиль в лизинг физическому лицу можно, только если это индивидуальный предприниматель, использующий данное транспортное средство в коммерческих целях. Но ЛК идут на различные уловки, чтобы обойти это ограничение. Так, по словам Максима Моисеева, директора филиала компании Europlan в Самаре, лизинг для физических лиц, не оформленных в качестве индивидуальных предпринимателей, - это маркетинговый ход. «Цель - привлечь клиента, а фактически при оформлении сделки договор лизинга не подписывается - используются другие виды договоров, имеющие схожий смысл», - считает г-н Моисеев. В итоге обыватель, не зная сильных и слабых сторон такой финансовой операции, покупается на красивую идею, получая при этом автомобиль по более затратной схеме, чем обычное автокредитование.
Не подумал - больше заплатишь
В законе «О лизинге» нет прямого запрета на продажу имущества по лизинговым схемам физическим лицам. Формулировка «могут использоваться для предпринимательской деятельности» не означает, что владелец обязан это делать. Однако, как считает Виктор Платчихин, директор «Самарской лизинговой компании», весь объем правоотношений и сложившиеся традиции делового оборота выступают против этого. Некоторые ЛК идут на хитрость, не нарушая закон: автомобили приобретаются на юридическое лицо, которое сдает их в аренду с правом выкупа уже физическим лицам. Но, понятное дело, дополнительное звено в бизнесе - это лишние расходы, которые в итоге лягут на конечного потребителя.
Есть и другие причины, по которым лизинг для физлица более затратен. Чтобы объяснить это, раскроем причину удорожания предмета лизинга. Как рассказал г-н Платчихин, механизм финансовой аренды складывается из нескольких составляющих: кредит, на который ЛК приобретает автомобиль, и проценты по нему, маржа ЛК, а также НДС и транспортный налог, которые она обязана платить.
С Виктором Платчихиным согласен и Максим Моисеев: одно из основных преимуществ лизинга - возможность экономии на налогах. «Но физлицо не является плательщиком налога на прибыль, поэтому данное преимущество не представляет для него ценности. Кроме того, в этом случае заключается не договор лизинга, а некий его суррогат. Поэтому любые привлекательные стороны финансовой аренды неактуальны для физлица», - пояснил Моисеев. Помимо прочего, так называемый «лизинг» для физических лиц предлагают преимущественно небольшие компании. В большинстве случаев они привлекают ресурсы у региональных банков, цена ресурсов на местном рынке оказывается выше, чем у крупных федеральных игроков, имеющих доступ к зарубежному финансированию, что также повышает стоимость их услуг.
Поэтому обывателю выгоднее воспользоваться банковским кредитом, где переплатой являются только процентные платежи. Кроме того, сейчас процентные ставки по некоторым автокредитам невысокие, и с учетом растущей инфляции можно получить даже «отрицательное удорожание».
Лизинговые компании, которые предлагают программы для физических лиц, закон не нарушают: бизнес есть бизнес, и если есть спрос на услугу, то появится и предложение. Покупатель должен сам решать, что выгоднее - автокредитование или лизинг.
Для ЛК работа с физическими лицами тоже представляет определенные сложности и высокие риски - частных клиентов сложнее контролировать. К тому же нет четкого механизма изъятия у них предмета лизинга в случае нарушения обязательств. Но, как ни парадоксально, схема получает свое развитие.
Кому-то это нужно
Существуют вполне легальные и разумные схемы, по которым гражданин может воспользоваться преимуществами лизинга. Так, компания Сarcade предлагает предприятиям, выступая в роли юридического лица, покупать автомобиль в интересах физического лица - своего сотрудника. Это дает возможность компаниям стимулировать своих работников и минимизировать налогооблагаемую базу, а по окончании договора лизинга сотрудник выкупает автомобиль за гораздо меньшую стоимость.
Способ приобретения в лизинг через фирму-посредника с последующим использованием автомобиля физическим лицом также находит спрос у некоторых категорий частных клиентов. К примеру, гражданин желает приобрести машину, чтобы заниматься частным извозом, но имеет плохую кредитную историю или не может подтвердить доходы. В этих случаях банковский кредит ему не светит, а некоторые лизинговые компании могут пойти навстречу.
Несмотря на все спорные моменты, появление новых инструментов для приобретения имущества - положительный фактор. Конечно, сильной конкуренции автокредитованию лизинг для физлиц (по крайней мере при существующем налоговом законодательстве) не составит, но иногда он все же полезен.
Но каждому, кто стоит перед выбором схемы при покупке автомобиля, нужно взвешенно подходить к решению, не покупаясь на броскую рекламу. Совсем не лишним будет подключить к заключению сделки юридического консультанта. А чтобы обеспечить себе больше вариантов, необходимо иметь положительную кредитную историю, а предпринимательскую деятельность вести в рамках закона.
Стоит перестроиться и лизинговым компаниям, чтобы работа с физическими лицами стала более прозрачной. Это выгодно прежде всего самим ЛК: снизятся репутационные риски. Дело в том, что клиент, недостаточно информированный об условиях сделки, а главное - о размере переплаты, в конце концов, разобравшись в ситуации, будет иметь негативное отношение ко всему рынку лизинговых услуг. Уж коли лизингодатели декларируют прозрачность и доступность своих услуг, то необходимо отражать их на деле, а не пользоваться безграмотностью отдельных граждан. Кстати, многие ЛК с этим согласны. А поскольку специализированного госрегулятора в этой сфере нет, то вопрос должен решаться на уровне профессиональных ассоциаций и саморегулируемых организаций.
Другие статьи по теме
25.05.09 Средняя загрузка нижегородских гостиниц составляет 50-60%
05.05.09 Недвижимость обложат новым налогом
28.04.09 Стоимость жилья в Нижнем Новгороде с начала 2009 года снизилась в среднем на 10,2%
►Все статьи по теме