19.08.2008 | Служба новостей Росфирм

Нижегородское правительство намерено противопоставить диктату торговых сетей собственный бизнес-проект

В рамках областной программы «Покупай нижегородское!» в 2008-2009 годах в Нижнем Новгороде и городах региона откроется не менее 60 магазинов формата «у дома» площадью 100-300 кв. м. В них будет продаваться в основном продукция местных сельхозпроизводителей - квота для них установлена в размере 70%. «За федеральными гипермаркетами мы не гонимся, в магазине должно быть только самое необходимое», - пояснила назначение таких небольших торговых точек заведующая сектором маркетинговых услуг минсельхоза Светлана Главинская. Для нижегородских предприятий здесь отменяется плата за вход и ретро-бонусы, им придется платить 10-14 тыс. рублей в месяц лишь за прилавок. В минсельхозе рассчитывают, что продукты, продаваемые без торговых накруток, будут стоить на 20-30% дешевле, чем в крупных сетях. 

Организаторы проекта надеются увлечь своей идеей участников рынка. В пресс-службе минсельхоза сообщили, что проект будет развиваться не на бюджетные деньги. Правительство привлекает к участию в нем представителей торгового бизнеса и сельхозпредприятия, содействуя в выделении земельных участков под строительство и выкупе помещений для организации магазинов. Участие в таком проекте становится признаком лояльности к власти, но торговать себе в убыток ни один предприниматель не будет, прокомментировал инициативу губернских чиновников руководитель Центра консалтинга (Нижний Новгород) Вадим Носов.  

Чиновник на связи

Программа «Покупай нижегородское!» была принята еще в начале 2007 года - для того, чтобы усилить позиции местных производителей в сетевом ритейле. Губернатор Валерий Шанцев убежден, что она поможет преодолеть существующий дисбаланс между производством и спросом на сельхозпродукцию, наладить отношения торговых сетей с производителями и переработчиками, организовать новые каналы сбыта для нижегородских предприятий.

Регулирование этих процессов чиновники взяли в свои руки, используя главным образом административный ресурс. Для решения долгосрочных задач он оказался негодным инструментом. Попытка нажать на сети, введя 50-процентное квотирование для местных товаров, дала лишь кратковременный эффект. В федеральных сетях, предлагающих до 20 тыс. наименований продуктов, нижегородские товары физически не способны «закрыть» половину ассортимента. Для поддержания единых стандартов и узнаваемости сети торговая матрица здесь формируется за счет индикативных, то есть наиболее раскрученных марок. А магазины «у дома» без всяких квот торгуют в основном местной продукцией.

Торговля на ярмарках выходного дня, организованная на нескольких рынках Москвы по инициативе губернатора, стала прежде всего пиар-акцией области и лично Валерия Шанцева. Для нижегородских сельхозпредприятий участие в такой акции - далеко не основной канал сбыта, требующий к тому же организационных, да и финансовых затрат. Никто из них и не рассчитывает таким путем попасть в московские магазины. Не даст ожидаемого эффекта и очередная попытка чиновников встать между производителями и торговлей, считает Вадим Носов.

Обманываться рад

Продовольственный ритейл, по словам г-на Носова, сам по себе ищет новые модели развития. Отмена платы за вход сегодня уже не новое слово в организации торговли. Metro, Аuchan, Olsen отказались от «входных билетов» для своих поставщиков, как местных, так и федеральных. Ритейлеры почувствовали, что плата за вход может существенно ограничить ассортимент супермаркетов, поясняет Вадим Носов.

Однако практика сетей показывает, что отказ от «входных билетов» не изменяет кардинально отношения поставщика и продавца, как на то рассчитывает минсельхоз. Выпадающие доходы сетевики восполняют за счет других платежей, навязывая поставщику дорогостоящее участие в промо-акциях, публикации в рекламных изданиях, устанавливая более высокий процент компенсации потерь и т.п. По словам генерального директора нижегородской сети магазинов «МясновЪ» Владлена Альшуллера, у розницы есть десятки способов получить деньги с поставщика и помимо «входных билетов». С отменой платы за вход сети требуют максимально низких цен, практически на уровне себестоимости, делится опытом Анна Абаева, маркетолог управляющей компании «Русское поле», которой принадлежит Павловская птицефабрика, один из ведущих региональных производителей куриного мяса. «Наши издержки на продвижение продукции в сетях практически не изменились», - подтверждает генеральный директор Торгового дома шахунской компании «Молоко» Татьяна Акопян.

Ссылаясь на законы торговли, Вадим Носов считает нереальной и заявленную нижегородским минсельхозом плату за прилавок. По его оценке, 10-14 тыс. рублей в месяц с поставщика могут покрыть разве что самые необходимые расходы на поддержание торговли, но не позволят магазину развиваться. «В конечном итоге это может привести к деградации торговой точки, и покупатели просто перестанут ходить в такой магазин, - предупреждает эксперт. - Будет то же, что в свое время случилось с социальными магазинами, где сравнительно низкие цены искусственно поддерживались за счет снижения качества торговли. В результате они превратились в захудалые сельпо, а цены в них выросли до среднерыночных». Владелец ТД «Народный» Василий Пушкин также считает, что объективных предпосылок для снижения розничных цен на треть в новых магазинах нет - возможно, в первое время они будут несколько ниже, но затем установятся на ценовом уровне своего формата.

Управлять процессом

Не рассчитывая на существенные льготы в продвижении продукции, нижегородские сельхозпроизводители, тем не менее, готовы участвовать в проекте минсельхоза в качестве поставщиков. Это намерение подтвердило более десятка производителей, в том числе такие ведущие предприятия области, как шахунская компания «Молоко», «Княгининское сухое молоко», нижегородский облпотребсоюз. Их интерес заключается прежде всего в увеличении объема продаж.

«Наша компания присутствует в нескольких крупных сетях, а магазины ‘‘у дома'' рассматриваются как дополнительный канал сбыта, который позволит повысить загрузку производственных мощностей и снизить себестоимость продукции», - пояснила исполнительный директор ОАО «Молоко» Лидия Маликова. Ее компания при гарантии стабильных продаж может увеличить объем переработки с нынешних 180-200 тонн в сутки до 250 тонн. Но в перспективе «Молоко» намерено организовать собственную фирменную торговлю, построив в области 50-60 магазинов. «На сверхрентабельность мы не рассчитываем, но хотим сами управлять процессом», - поясняет гендиректор Торгового дома компании Татьяна Акопян.

Такой же аргумент привела в пользу фирменной торговли и Анна Абаева: «Русское поле» уже приступило к созданию собственного розничного звена и до конца 2009 года планирует открыть в Нижнем и области 50 магазинов, которые будут отличаться индивидуальным фирменным стилем и дизайном интерьеров. «Русское поле» готово предоставить место на полках поставщикам молочной продукции и хлеба, но основу ассортимента составит куриное мясо и продукты переработки собственных предприятий. «Торговля для нас - не основной вид деятельности, - подчеркивает Анна Абаева. - Это часть стратегии по повышению эффективности бизнеса компании в целом. Мы не собираемся формировать широкий пул поставщиков, остановившись на продуктах, которые дополнят нашу линейку и повысят привлекательность магазина. При этом с каждым поставщиком договор будет заключаться на индивидуальных условиях».

Дзержинский мясокомбинат «Дэмка» решил для себя проблему дистрибуции и сбыта, организовав совместный проект с торговой сетью «МясновЪ». Владлен Альшуллер считает вариант партнерства, рассчитанный на 15-20 лет, стратегически правильным для производителя: он имеет долгосрочную перспективу развития и может сосредоточиться на выпуске качественного продукта, переложив маркетинговую составляющую на партнера.

Повышая иммунитет

Участники рынка считают, что областной власти стоило бы сосредоточить свои усилия не на регулировании розничных цен через административные ограничения торговли, а на мерах по повышению конкурентоспособности местной продукции. Вадим Носов настаивает на сертификации местных игроков по международным стандартам качества ISO, что сделало бы их более привлекательными для национальных сетей. Первым шагом может стать система маркировки и продвижения продукции местных предприятий, изготовленной без применения искусственных компонентов и генно-модифицированных организмов (ГМО). Этот проект по предложению «Союза магазинов» был заложен в программу «Покупай нижегородское!». В августе сертификаты качества получили первые предприятия - шахунское «Молоко», нижегородские компании «Хлеб» и «Нижегород­рыба». Директор Нижегородского центра сертификации Рубен Гиноян сообщил, что процедуру сертификации проходят еще 40 наименований продукции семи предприятий, а всего в добровольной сертификации продуктов питания выразили желание участвовать около сотни нижегородских сельхозпроизводителей.

Продавая натуральный маркированный продукт несколько дороже, они смогут уйти от ценовой конкуренции, считает Вадим Носов. К тому же сильный брэнд, который является гарантией определенного объема продаж, и без руководящей роли чиновников усилит позиции производителя в переговорах с розницей.

http://www.expert.ru/